о каршеринге, и не только

Стив Бланк: Предпринимательство как наука: бизнес-модель и развитие потребителей

За последние 50 лет инженеры прошли путь от создания компьютеров из отдельных транзисторов до их сборки из готовых логических элементов. Затем пришли стандартизированные микропроцессоры (х86, ARM), но в то время каждая компания, производящая компьютеры, всё ещё создавала свою собственную операционную систему. Вскоре появились и стандартные ОС (Windows, Linux). В последние 10 лет появилось программное обеспечение с открытым исходным кодом (например, LAMP) для разработки веб-серверов.

Появление каждого нового стандарта не только не замедляло инновации, но влекло за собой следующие, позволяя достичь более высокого уровня. В этой статье я хочу предложить «стандарт для предпринимательства». Он сочетает разработку бизнес-модели и развитие потребителей.

Разработка бизнес-модели

Термин «бизнес-модель» сейчас используют практически в каждой организации: от стартапа до корпорации. Некоторые используют его так уверенно, как будто понимают, что он означает. Другие ставят после этого термина вопросительный знак, осознавая, что не разбираются до конца во всех его компонентах.

Александр Остервальдер и Ив Пигнер определили бизнес-модель как способ создания и предоставления организацией ценностей. Более важным является то, что они показали, как бизнес-модель может быть представлена с помощью девяти блоков. Это на удивление мощный инструмент, т.к. он позволяет мгновенно увидеть общую картину бизнеса. Их книга «Построение бизнес-моделей» – самая подробная публикация на эту тему, а выпущенное затем приложение для iPad – потрясающий инструмент для разработки бизнес-стратегии.

Канва бизнес-модели

Несмотря на то, что канва бизнес-модели, представляющая собой шаблон с девятью блоками, – это мощный инструмент для мозгового штурма, позволяющего создавать гипотезы о будущем бизнесе, она не позволяет их проверить.

Построение бизнес-модели даёт динамику, развитие потребителей – стратегическое видение

Одним из ключевых принципов развития потребителей является то, что ваша бизнес-модель – это не более чем набор неподтверждённых гипотез. Кроме того, концепция развития потребителей не имеет структурированного системного способа описания бизнес-модели.

В прошлом году я обнаружил, что канва бизнес-модели Остервальдера – это гораздо большее, чем просто статичный инструмент планирования. Я понял, что она представляет собой стартовую площадку для проверки и подтверждения гипотез, позволяющую визуально отслеживать итерации и развороты бизнес-модели, во время взаимодействия с потребителями.

В это самое время на другой стороне земного шара Александр Остервальдер пришёл к такому же выводу: связывание этих двух процессов создаст «стратегический набор инструментов для предпринимательства». В прошлые выходные мы собрались вместе с нашими партнёрами, Аланом Смитом и Бобом Дорфом, и моим студентом Максом Мармером, чтобы попробовать интегрировать эти два процесса.

Построение бизнес-модели соединяется с моделью развития потребителей

В самом простом виде совмещение этих двух процессов начинается с создания бизнес-модели. Далее, каждый из 9 блоков бизнес-модели непосредственно переводится в набор гипотез модели развития потребителей, которые описаны в книге «Четыре шага к озарению».

Развороты и итерации

Многие предприниматели считают предположения, лежащие в основе их первоначальной бизнес-модели (или бизнес-плана, если они его используют), по определению правильными. Столкновение с реальностью и выяснение того, что даже одно из этих предположений оказалось неверным (канал распространения, источники дохода, целевой рынок или аудитория) приводит к кризису.

Совмещение канвы бизнес-модели Остервальдера и процесса развития потребителей превращает эти потенциальные кризисы в возможности, называемые разворотами (pivots). Развитие потребителей заставляет вас выйти из офиса и подтвердить или опровергнуть каждое предположение в вашей бизнес-модели. Разворот происходит, когда действительное положение вещей приводит к изменению одной или нескольких гипотез в бизнес-модели. В результате мы получаем обновлённую бизнес-модель, а не уволенного вице-президента по продажам.

Разворот может превратить проваленную бизнес-модель в озарение.

Совмещение бизнес-модели и развития потребителей

В следующих статьях я подробнее расскажу о совмещении этих двух методологий.

Чему нас научила эта история

  • Построение бизнес-модели – стандарт для описания бизнеса.
  • Развитие потребителей – стандарт для проверки предположений о бизнес-модели.
  • Их сочетание – стратегический набор инструментов для предпринимательства.

Источник: steveblank.ru

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • LinkedIn
  • Blogger
  • Одноклассники

Добавить комментарий